Заочная форма обучения СПбГТУ РП - Организация учебного процесса

Приветствую Вас Гость | RSS



ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна


ИНСТИТУТ БЕЗОТРЫВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

В ИНСТИТУТЕ БЕЗОТРЫВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
 
Первого сентября проходит зачисление на первый курс заочной формы обучения. Позади волнения и переживания, связанные со сдачей вступительных экзаменов или тестированием. Может показаться, что все самое страшное позади. Но очень скоро приходит осознание того, что все еще только начинается.

В сентябре в течение двух дней для студентов, зачисленных приказом по вузу на первый курс заочной формы обучения, проводится установочная сессия. Прибывшие на установочную сессию иногородние студенты получают  в аудитории А-334 направления для поселения в общежитиях университета, расположенных по адресам: ул. Трефолева, д.37 или ул. Ленская, д. 14.

Установочная сессия начинается в сентябре в 10.00 с организационного собрания. На собрании студенты знакомятся со специалистами по учебно-методической работе (специалистами) заочной формы обучения, имеют возможность получить общую информацию о процессе обучения и задать интересующие их вопросы. По окончании собрания для студентов всех направлений, согласно расписания, преподавателями университета проводятся занятия по предметам учебного плана первой сессии. Преподаватели объясняют студентам, какие и как нужно делать контрольные работы, какая необходима литература для их выполнения. Литературу можно получить в библиотеке университета в аудитории Б-609. Для получения литературы при себе необходимо иметь студенческий билет. Студенческий билет и зачетную книжку выдают специалисты в аудитории А-334 накануне или во время установочной сессии. Там же можно получить справку-вызов на время установочной сессии и на первую сессию первого курса. Ознакомиться с учебными планами и графиком лабораторно-экзаменационных сессий на текущий учебный год можно на сайте Института безотрывных форм обучения (ИБФО).

В дальнейшем установочные лекции по предметам следующей сессии включаются в расписание занятий текущей сессии. Установочные лекции следует обязательно посещать. Они призваны помочь студенту организовать самостоятельную работу. Эти лекции включают в себя изложение не всех, а лишь наиболее важных частей курса, в них уделяется главное внимание разъяснению наиболее сложных вопросов, общей характеристике учебников и учебных пособий, которые имеют важное значение для понимания предмета. Недооценка некоторыми студентами установочных лекций, как правило, приводит к большим трудностям в процессе изучения дисциплины, а иногда к невыполнению учебного плана.

Учебный план – основной документ, по которому ведется обучение студента-заочника. В учебном плане указаны дисциплины, подлежащие изучению на каждом курсе, количество контрольных работ, курсовых проектов (работ), зачетов и экзаменов. Выполнение учебного плана в срок является совершенно обязательным

Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Самостоятельная  работа предусматривает:

- изучение материала отдельных дисциплин по учебникам и учебно-методическим пособиям;

- выполнение письменных контрольных работ;

- выполнение курсовых и дипломного проектов (работ).

Руководящими документами при изучении каждой дисциплины являются учебная программа, методические указания и контрольные задания, которые составлены с таким расчетом, чтобы помочь студентам организовать свою самостоятельную работу и облегчить им усвоение учебных дисциплин.

Начать работу следует с изучения методических указаний кафедры по данному предмету. Методические указания содержат перечень основных вопросов курса (содержания предмета), указания, как работать над курсом и на что обратить особое внимание. В них студент найдет конкретные советы о порядке изучения рекомендованной литературы применительно к каждому предмету и теме.

Работа с книгой, посещение лекций и лабораторно-практических занятий во время сессий являются основным источником знаний, приобретаемых студентом-заочником. Изучать материал по книге необходимо в той последовательности, в какой рекомендуется в методических указаниях. Изучение материала учебника должно сопровождаться выполнением содержащихся в нем (или в методических указаниях) упражнений и задач, относящихся к данной теме. Выполнение таких упражнений и решение задач способствует лучшему усвоению теоретического материала.

Когда будет изучена определенная, указанная в программе часть курса, можно приступить к выполнению соответствующих контрольных работ и курсовых проектов (работ).

При заочном обучении контрольные работы играют исключительно важную роль. Они не служат материалом для окончательной оценки знаний студента, но позволяют судить о качестве самостоятельной работы студента, о том, как он готовится к сдаче зачета или экзамена. Посредством контрольных работ преподаватель осуществляет руководство самостоятельной работой студента.

Курсовой проект (курсовая работа) представляет собой углубленное в теоретическом отношении изложение материала и  охватывает более широкий круг вопросов. В курсовом проекте (работе) студент должен проявить хорошее знание литературы и нормативных документов по избранной теме, самостоятельность в подходе к изучению ее в целом, а также умение теоретически обобщать и анализировать конкретный материал. Курсовые проекты (работы) подготавливают студента к выполнению более сложной инженерной работы – выпускной квалификационной работы.

Выполненные контрольные работы и курсовые проекты (работы) студент высылает по почте или передает лично в  ИБФО, ауд. А-334, где они регистрируются и передаются на соответствующие кафедры для проверки и рецензирования преподавателями. На обложке тетради или пояснительной записки указываются фамилия, имя, отчество, шифр, присвоенный студенту, специальность, наименование дисциплины, номер контрольного задания и адрес. 

Рецензирование работ позволяет своевременно исправить и разъяснить студенту сделанные им ошибки, указать, какие вопросы неправильно им поняты, какие разделы курса требуют доработки. Поэтому студент должен внимательно отнестись к каждому замечанию преподавателя, сделанному в рецензии на работу и немедленно приступить к ее исправлению, предварительно еще раз повторив соответствующий материал учебника, требующий доработки. Все прорецензированные работы и рецензии к ним необходимо сохранить, так как студент обязан представить их преподавателю при сдаче зачета или экзамена по соответствующей дисциплине.

В процессе самостоятельной работы над учебным материалом с использованием методических указаний и других пособий у студента могут появиться затруднения или вопросы, с которыми он не может справиться самостоятельно. В таких случаях ему следует обратиться непосредственно на кафедру или к своему специалисту, который направит на консультацию к преподавателю.

По большинству изучаемых дисциплин задания для контрольных работ разработаны кафедрами или министерством образования для групп специальностей в нескольких вариантах, причем в пояснениях к заданиям имеются  строгие указания на вариант, который должен быть принят студентом для выполнения. Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются. Работы должны выполняться студентом совершенно самостоятельно и отвечать следующим требованиям:

   - контрольная работа должна быть выполнена полностью, т.е. надо решить все задачи и примеры, выполнить все чертежи, дать ответы на все вопросы, предусмотренные контрольным заданием. Если предложенный вопрос или задача непонятны, не следует их пропускать; необходимо написать вопрос  или условие задачи и обратиться за разъяснениями к преподавателю. Необходимо помещать в контрольной работе и решения задач, не доведенные до  конца;

     - перед изложением решения задачи или ответа на вопрос следует написать условие задачи или вопрос, причем решения должны быть расположены в той же последовательности, в какой даны вопросы в контрольном задании;

- ответы на контрольные вопросы следует излагать ясно, точно и полно, чтобы преподавателю был виден весь ход рассуждений. Нельзя ограничиваться односложными ответами «да» или «нет». Не следует также переписывать в контрольные работы тексты из учебников или учебных пособий. Если необходимо вставлять в текст цитаты, то они должны быть взяты в кавычки, при этом обязательно следует указывать, из какого литературного источника приведена цитата (автор книги, заглавие ее, год издания, номер страницы);

- решения задач должны быть представлены вместе со всеми промежуточными преобразованиями. Следует руководствоваться образцами решений задач, помещенными в учебнике или методических указаниях. Решение задач должно сопровождаться кратким и четким пояснением, показывающим ход рассуждений студента. Представление в контрольных работах только одних ответов задач совершенно недопустимо: в таких случаях контрольная работа не зачитывается;

- при решении задач необходимо строго следить за размерностями и единицами измерения всех величин, входящих в ту или иную формулу, и проверять, в каких единицах измерения должен быть получен результат. Необходимо пользоваться Международной системой единиц (СИ);

-  чертежи выполняются обязательно при помощи чертежных принадлежностей, а все эскизы делаются карандашом от руки;

-  изложение материала должно быть ясным и точным; небрежность написания, грамматические ошибки недопустимы;

-  писать контрольную работу нужно четким почерком, обязательно ручкой с синим или черным стержнем;

-  неверно сделанную запись в тетради надо зачеркивать. Нельзя допускать произвольного сокращения слов и каких-либо обозначений, не принятых в литературе по изучаемой дисциплине;

- на каждой стороне листа необходимо оставлять поля 4-5 см по всей его длине для замечаний рецензента и 1-2 страницы в конце работы для заключительной рецензии. Все страницы нумеруются. Следует обратить внимание еще и на другие требования по оформлению контрольных работ (проектов), которые могут быть изложены в методических указаниях по изучаемым дисциплинам;

- необходимо указывать, каким учебником и какими методическими указаниями студент пользовался при изучении дисциплины и при выполнении контрольной работы. 

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения в течение учебного года организуются две лабораторно-экзаменационные сессии. Во время лабораторно-экзаменационных сессий проводятся очные занятия (лабораторные работы, практические занятия, консультации, лекции), которые дополняют и углубляют учебный материал, усвоенный студентами в процессе самостоятельной работы.

В последние годы в учебном процессе заочной формы обучения начали применяться дистанционные обучающие технологии.

Дистанционное обучение (ДО) - это совокупность технологий, методов и средств, обеспечивающих возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения или лиц, сертифицированных этим учебным заведением (тьюторов). Дистанционное обучение, рассматривается как полноценная технология обучения, наряду с традиционными формами. Целью ДО является предоставление качественного образования студентам, которые не имеют возможности приезжать на сессию два раза в год. В полной мере это относится к руководителям и административными работникам, желающим повысить свою квалификацию.

ДО позволяет проводить совместную работу студентов и преподавателей с посещением одной очной сессии в учебный год. Для этого предусмотрены различные инструменты: лекции, тренировочные и контрольные тесты, блоги, вики, форумы, чаты, практикумы, лабораторные работы.

Лекция, один из основных элементов ДО строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом по разделам.Тренировочные и контрольные тесты позволяют оценить степень усвоения материала после самостоятельного изучения теоретического материала. В форумах могут проводиться обсуждения в группах по темам. В чате происходит обсуждение в режиме реального времени. В личных сообщениях возможно обсуждение возникающих проблем. Система поддерживает обмен файлами любых форматов.

Обучение может проводиться в индивидуальном режиме, выбранном самим обучающимся. Оно может происходить асинхронно или в режиме реального времени на онлайн лекциях или семинарах, организованных преподавателем. Если студенту не удалось присутствовать на онлайн лекции, то он может ознакомиться с ней в удобное для себя время.Преподаватель контролирует "посещаемость" и активность студентов, время их работы в сети. Это позволяет собирать статистику по студентам, понять насколько студенты разобрались в материале и с учетом этого скорректировать материал для дальнейшего изучения.

Итоговая аттестация и проведение лабораторных работ. если существует в этом необходимость, осуществляются традиционными методами.

Изучение каждой дисциплины завершается сдачей зачета или экзамена во время лабораторно-экзаменационной сессии.

         Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных работ и курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических занятий в соответствии с учебными программами, изучаемых дисциплин. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.

         Экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель – оценить работу студентов за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

         Студенты обязаны сдавать все зачеты и экзамены в строгом соответствии с учебными планами, утвержденными для каждой специальности. Не допускается нарушение последовательности сдачи зачетов и экзаменов, нельзя также сдавать экзамены до получения зачета по лабораторным работам или до выполнения установленного числа контрольных работ.

         Оценка знаний студента на экзамене производится по четырехбалльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно, а на зачете: зачет, незачет. Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же предмету допускается не более двух раз.

         Студент, желающий сдать зачет или экзамен не во время лабораторно-экзаменационной сессии, обязан заранее договориться на соответствующей кафедре о дне и времени зачета или экзамена и получить у специалиста направление. 

         Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки и др.), документально подтвержденным соответствующими учреждениями, устанавливается индивидуальный срок для ликвидации академической задолженности. Если академическая задолженность в установленные сроки не будет ликвидирована, студент отчисляется из университета.

         Успешно обучающимся студентам до начала лабораторно-экзаменационной сессии методистами специалистами выдаются справки-вызовы. Выдача справок-вызовов и явка студентов на зачеты и экзамены подлежат строгому учету.

         Успешно обучающимися и имеющими право на дополнительный (учебный) оплачиваемый отпуск  считаются студенты, не имеющие задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнившие все контрольные работы и курсовые проекты (работы) по дисциплинам, выносимым на  сессию.     

         Студенты, не выполнившие учебный план и не имеющие права на оплачиваемый отпуск, но прибывшие на лабораторно-экзаменационную сессию самостоятельно, допускаются к занятиям и сдаче зачетов и экзаменов без последующего предоставления оплачиваемого отпуска за текущий учебный год.

         При явке на зачет или экзамен студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку и зачтенные контрольные работы (рецензии).

         Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. При проведении зачетов и экзаменов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры.  Зачеты по практическим и лабораторным работам  принимаются по мере их выполнения. По некоторым дисциплинам зачеты могут проводиться в виде письменных контрольных работ на практических занятиях.

Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, переводятся на следующий курс приказом по университету.

По представлению заместителя директора ИБФО приказом ректора университета могут  быть отчислены студенты:

- не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;

- не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность;

- не оплатившие обучение по договору до начала сессии.

Решение о предоставлении студенту академического отпуска принимается ректором университета при наличии уважительных причин (болезни, беременности, рождения ребенка, семейных обстоятельств, длительных служебных командировок, служба в армии), подтвержденных документально.

Все другие причины не дают оснований для предоставления отсрочки сдачи зачетов и экзаменов.